ГлавнаяКонтактыПоискКарта сайта

Статьи

Госзакупки для ГУПов

Продолжающаяся уже больше десяти лет госзакупочная реформа, сделала очередной шаг.

С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) попадают под действие закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Напомню, что все закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд проводятся в соответствии с этим законом. Для унитарных же предприятий, в сфере закупок основным был закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическими лицами».

На настоящий момент, по данным Минэкономразвития, в России зарегистрировано около 12 тыс. унитарных предприятий и пытаясь «причесать под одну гребенку» всех и вся, хоть косвенно имеющих отношение к государству, законодатель совершает большую ошибку.

Ведь унитарное предприятие не орган власти, не министерство, а коммерческая организация, но созданная для решения определенных государственных задач. И извлечение прибыли, хоть и не являет собой основную цель деятельности, но «прописана» в уставах и составляет весьма существенную статью доходов унитарных предприятий.

И теперь, эта прибыль будет напрямую зависеть не только от менеджерских талантов руководства, но и от «свалившегося» на унитарные предприятия 44-ФЗ. Ведь не секрет, что последний очень жестко регламентирует закупочные процедуры, в том числе, по срокам проведения.

Например, при проведении конкурса, унитарное предприятие будет обязано опубликовать извещение не менее, чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок. Если приплюсовать к этому сроку время, требующееся на рассмотрение и оценку заявок, да прибавить 10-дневный мораторий на заключение договора, выходит, что получить требуемую продукцию предприятие не сможет более месяца.

А теперь представим, что какой-нибудь ГУП, попадающий под новые правила, предлагает свои услуги на открытом рынке. Сможет ли он, при таких «драконовских» ограничениях, на равных конкурировать с обычными коммерческими АО и ООО?

Ответ однозначен – нет.

Ведь потеря времени равносильна потере денег, поскольку за это время можно было бы их заработать, и ужесточение закупочных правил для «унитарок», априори, ставит последних в невыгодное положение на рынке.

Мало того, закон, подводящий унитарные предприятия под закон о госзакупках, содержит в себе весьма редкую юридическую коллизию – распространение еще несуществующих правовых норм на действующие правоотношения.

По общему принципу права, закон обратной силы не имеет. Но, если им непосредственно затрагиваются интересы какой-либо группы лиц, то вступающий в силу нормативный акт, может распространяться и на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В таком случае, непременным условием является то, что данный акт должен улучшать положение круга лиц, права и обязанности которых он затрагивает. Наиболее наглядно данный принцип иллюстрируется в уголовном праве, когда новые нормы устраняют или смягчают ответственность за ранее совершенное преступление.

К слову, подобная конструкция использовалась и в закупочном законодательстве. Сам 44-ФЗ предусматривал, что к отношениям, возникшим до дня вступления его в силу, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Теперь поправки к 44-ФЗ вводят в список «заказчиков» государственные и муниципальные унитарные предприятия и, соответственно распространяют на последних все права и обязанности заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ. Но, все эти нормы вступают в силу только с 1 января 2017 года, о чем императивно говорят сами поправки.

Тем не менее, законодатель пытается обязать унитарные предприятия совершить ряд действий ещё в 2016 году. Например, создать контрактную службу или осуществить планирование закупок на будущий год в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Вот тут и содержится коллизия. Если бы закон говорил, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, вопросов бы не возникало.

Или обязали бы унитарные предприятия планировать по особым правилам, но отдельным Федеральным законом со сроком вступления до конца 2016 года – опять же, проблемы никакой не возникло бы.

На худой конец, можно было предусмотреть поэтапной вступление закона в силу. Одна часть – с 1 января 2017 г., другая – с 1 сентября 2016 г.

Но, законодатель «предлагает» исполнять нормы, которых еще не существует в природе.

Конечно, унитарное предприятие может создать контрактную службу, разработать и утвердить положение о ней, прописать должностные обязанности ее сотрудников, но до 1 января 2017 года это будет обычное структурное подразделение, без малейших прав, обязанностей и, соответственно, ответственности в рамках 44-ФЗ.

Любой ГУП или МУП может осуществлять планирование в соответствии с 44-ФЗ, но во-первых, ключевым словом здесь будет «может», а не «должен», а во-вторых, никто не мешал ему и раньше использовать нормы контрактной системы, конечно, в части, не противоречащей закону № 223-ФЗ.

Как же, в сложившейся ситуации, поступать унитарным предприятиям?

Ответ обескураживает своей простотой – а, никак.

Нет закона – нет обязанности его соблюдать. И ни один суд, никогда не признает законным решение контролера наказать будущего заказчика за неисполнение несуществующего правила.

Но если уж руководство унитарного предприятия захочет перестраховаться от мнимых проблем или будущих «неудобных» вопросов – пусть руководствуется данными нормами, но в добровольном порядке, как было сказано выше.

Но самый интересный вопрос следует дальше.

Раз уж унитарные предприятия, при всем желании, не смогут находиться в правовом поле закона о контрактной системе до 1 января 2017 года, то одна коллизия «тянет» за собой другую.

Ведь в соответствии с 44-ФЗ план закупок и план-график утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности, который и сам разрабатывается не «задним числом». И в течение трех рабочих дней со дня утверждения подлежат размещению в единой информационной системе.

И вероятность того, что предусмотренные законом сроки будут, пусть и вынужденно, но нарушены, весьма велика.

Кроме того, текущая деятельность унитарных предприятий вообще может быть парализована на целый квартал.

Ведь, как установлено законом, заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки же, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. И если допустить даже вариант, когда планы-графики будут всё-таки утверждены после 1 января, проведение конкурсов, аукционов займет весьма длительное время, и заключить контракты ГУПы и МУПы смогут, в лучшем случае, к концу февраля.

Как выйти из этой ситуации, пока не ясно. Наиболее разумным видится внесение изменений в части распространения норм закона о контрактной системе на унитарные предприятия. Проще говоря – введение моратория на год. Или немедленное авральное «причесывание» всех действующих подзаконных актов, что представляется задачей, практически невыполнимой.

Что ж, сейчас «мяч» на стороне законотворцев. И от того, какое решение будет принято, зависит, смогут ли тысячи унитарных предприятий с минимальными потерями влиться в закупочную систему.